21:20 

НЕ ХОЧУ В АРХИВ

Иона.
И.Смоктуновский "Быть!"

Очень сложно было читать эту книгу, потому что всякий раз это было личной встречей. Странным образом, всякий раз беря ее в руки я испытывала волнение как на экзамене у доброго, умного и строгого профессора, когда страшнее не оценку плохую получить, а не соответствовать чему-то такому, что и выразить словами сложно. И всякий раз это чувство обжигало влюбленностью и близостью, и одиночеством, и более всего неотвратимостью разделенности и тоской.
Я не большой специалист, я не могу всерьез рассуждать о том, как это написано. Я чувствую только красоту и искренность и они искупают для меня все. Разве что у него непривычно мало "я", разве что о Достоевском он, кажется, говорит языком Достоевского, о Пушкине - языком Пушкина, а о Чили - будто бы языком Чили. Или мне только казалось так... И тем не менее всегда это его голос, очень искренний и настоящий.
Мне кажется, будь я в тех же обстоятельствах, рядом, я бы видела людей также. Может быть это значит, что он все-таки хороший писатель, может быть это просто человеческое. Очень сложно было подбираться к последним главам. Сначала ты смотришь на тот двор как бы своими глазами, вместе с журналистами, водителями, другими случайными и не случайными зрителями и чувствуешь, как сердце внутри саднит и обрывается, а потом попадаешь внутрь и смотришь его глазами и я выразить не могу как обжигает все это, как смех вперемешку с пулеметными очередями.
Осталось чувство, как будто все это стало моими воспоминаниями. Спасибо.

Д.Адамс "Ресторан на краю Вселенной"

С этой частью было сложнее, чем с предыдущей. Казалось, в ней больше злого сарказма или просто он стал откровеннее, чем в "Автостопом по галактике". Все как-то приземлилось, стало на злобу дня. Но это можно простить за диалог в хижине властителя Вселенной. Он был настоящий и замечательный.
Если в конце первой книги ученые требуют установить границы сомнения и неопределенности, то в этой книге, в ключевом моменте, безграничность их ставится во главу угла, в основание. Все это естественно и как будто так и должно быть.
Герои казалось бы находят то, что искали, но выясняется, что это ничего им не дает.
Чувство потерянности остается, но оно трансформируется и нас будто специально приводят к тому, что книгу нужно выбросить в ручей, а поиски Бога прекратить и перестать думать о расстоянии, отделяющем нас от Него, от смысла. Заняться друг другом и мирскими делами.

Г.Уэллс "Спящий пробуждается"

То же размеренное повествование, что и везде у Уэллса, в этом произведении даже чуть более затянуто, чем обычно, потому что автор очень стремится описать весь этот новый мир спустя 200 лет, причем как можно более подробно, с разных точек зрения, затрагивая и жизнь простого народа, и религию, и элиту, и маргинальные слои, и экономику - все, до чего может дотянуться.
По сути, конечно, мир он видит не новым, а все тем же и стремится показать нам всю бездушность и бесчеловечность прежде всего своего времени, которые, как его пессимистичный взгляд предполагал, должны были разрастись за 200 лет к моменту пробуждения спящего до таких вот размеров. Читать это сложно и для меня не очень интересно, тем более, что описано все как-то уж слишком прямолинейно и назидательно. Единственное что порадовало - концовка. На фоне этого растянутого повествования, очень быстрая, и потому очень жизненная. Именно в этот момент, когда Грэхем умер, он для меня ожил.

К.Р.Сафон "Тень ветра"

Для меня "Тень ветра" стала одной из тех книг, которые оказываются настолько близки, что говорить о них можно только шепотом или про себя, а так, как того требует рецензия - почти невозможно.
Мне кажется, я с самого начала знала, как будет развиваться эта история. От первой грустной отстраненной улыбки до последней. Я все это знала, как если бы писала книгу сама, но странным образом ее волшебство, ее глубина от этого не исчезали, а наоборот с каждой страницей лишь крепли и увлекали сильнее. Если мне когда-нибудь выпадет случай побывать в Барселоне, я конечно буду искать там эти улицы, эти книжные магазинчики, этих людей... весь этот мир, тягучий, книжный, мрачный, полный темноты, света, грусти, одиночества и волшебства. Эта книга возвращает к жизни.
То, как пишет Сафон, похоже на заклинания. Или музыку. Метафоры легкие, тонкие, прекрасные, будто бы оставляющие после себя тонкие порезы на сердце. Течение времени, когда прошлое встречается с будущим, судьба с судьбой, книжное с реальным. Границы призрачны, будто все существует лишь в человеческом сознании. Я не знаю как можно не поддаться этому и не влюбиться в этот мир, который все отчаяннее не хотелось отпускать, по мере того, как приближаешься к последней странице.

Э. де Боно "Серьезное творческое мышление"

Книга мне совершенно не понравилась и мало чем оказалась полезна. Главным образом потому, что предназначена она для руководителей компаний больше, чем для людей, которые хотели бы не продажами заниматься, а просто для себя найти какие-то источники самовыражения, близкие им.
Не могу себе представить, как в своей жизни применяю хотя бы один из психологических методов, которыми автор, очевидно, очень гордится. Мне кажется, де Боно вообще говорил не о творчестве, а о чем-то, что ближе к адаптации идей, к их практическому применению.
Я ожидала узнать что происходит в сознании и в мозгу человека, когда он производит на свет что-то совершенно новое, когда он творит. Я хотела понять, что делать, чтобы эта способность стала для тебя такой же естественной, как дышать. Но получила ряд уловок для работы в творческих группах больших компаний. Да, они наверняка для кого-то окажутся полезными. Но мне лично не подходят.

Дж.Диспенза "Сила подсознания"

В принципе автор повторяет все эти популярные уже сегодня истории об экспериментах, доказывающих силу мысли и ее способность к изменению материальной реальности, снова и снова говорит о нейропластичности, казалось бы не открывая ничего нового. Но это именно тот тип мотивации, который работает в моем случае. Поэтому эту книгу считаю для себя полезной и буду продолжать чтение подобных.

М.Веллер "Легенды Невского проспекта"

Книга оставила после прочтения смешанное чувство, примерно такое, какое бывает после того, как услышал в приличном обществе скабрезный анекдот, да еще и засмеялся в голос. Правда засмеялся вместе со всеми присутствующими, что тебя как бы извиняет, хотя чувства некоторого стыда от этого не отменяет.
С одной стороны автор безусловно рассказывает свои истории талантливо и смешно, со знанием дела, с другой - постоянно замечаешь, что людей он мягко говоря не любит. Конечно, истории эти - городские байки и почти анекдоты, а жанр анекдота сам по себе предполагает снижение всего - слога, пафоса, любого высокого чувства. Но в рамках книги, рассказывающей историю советской действительности, это жест почти политический. И если каждая отдельная история воспринималась бы вполне адекватно, то все вместе они уже настораживают и создают тягостное ощущение. Так и хочется спросить: так что вы хотите сказать, что нормальных людей в нашей стране не было в принципе?
На страницах этой книги если герою вдруг и случается совершить что-нибудь героическое, то это обязательно оказывается простым стечением обстоятельств, помноженным на трусость и не более того. Даже гении и те в ней ведут себя как идиоты, что уж говорить про обычных людей. А они еще и взяточники, и сластолюбцы, и пьяницы и далее по списку. С некоторой симпатией к их природной смекалке описаны разве что фарцовщики, что уж тут скажешь...
И начинает казаться, что задача автора не в том, чтобы заставить тебя пару раз усмехнуться, попутно расширив немного свой кругозор, а в том, чтобы убедить в мелкости всего окружающего, чтобы создать реальность, в которой опускаются руки и совершенно нечем гордиться, не с чего брать пример. Я не думаю, что все на самом деле так. Этот взгляд кажется нарочитым, идеологическим и однобоко не правдивым.
Хотя, повторюсь, написано это все увлекательно.

Дж.Эйкафф "Начни"

Книга призвана мотивировать на достижения в жизни, однако, в моем случае не достигает успеха. Просто воодушевляющее "Начни!" (а это ее основная мысль) может, конечно, стать мотиватором, но только в том случае, когда его произносит особенный для тебя человек, человек, которому ты доверяешь, которого знаешь и уважаешь. Автор же мне не известен.
Книга написана как набор статей из блога о саморазвитии. Собственно Дж.Эйкафф и есть блогер. Может быть отчасти поэтому книга кажется такой разрозненной и сумбурной, четкой линии не вырисовывается, лишь размытая, смутная "история успеха", которую предлагается примерить на себя.
Ценным показалась разве что попытка автора подчеркнуть, что нужно четко оценить свою жизнь на данный момент, соблюдая разумный баланс между мечтами и обязательствами, с одной стороны избегая эгоизма, с другой - не становясь жертвой желаний и представлений о тебе других людей. Несмотря на то, что это очевидно, не лишним будет время от времени себе об этом напоминать.
В то же время его рассуждения о "нормальности" и "посредственности" на мой взгляд противоречили этой разумной мысли. В целом от нее осталось ощущение, как от этих популярных футболочек с надписью "нормальные люди пугают меня". Что-то, что заставляет испытать легкий укол неловкости и вызывает скептическую улыбку.
Ну да, парень, ты особенный, мы все поняли это как только тебя увидели.

Н.Лесков "Однодум"

По отношению к этому небольшому рассказу у меня возникло довольно противоречивое чувство, связанное с фигурой главного героя. С одной стороны Однодум выгодно выделяется на общем фоне взяточников, льстецов и проходимцев, которые, кстати, очаровательно описаны Лесковым, сатирически, но даже с какой-то, кажется, тайной любовью. Особенно ближе к развязке рассказа, когда происходит встреча "надменного" губернатора.
И лицо у губернатора надменное, и фигура надменная, и все поведение его надменное... слово это звучит постоянно, постоянно подчеркивается, видимо чтобы контраст со скромным и умеренным во всем Однодумом был более очевиден. Но... именно в этот момент и перестаешь его замечать. Напротив, кажется, что есть в герое все-таки что-то, что не позволяет назвать его настоящим праведником, а ведь именно такой образ всеми силами по ходу текста и старается создать Н.С.Лесков - образ человека не религиозного, но несущего в себе саму суть и правду веры. Несгибаемость Однодума в какие-то моменты кажется чем-то близким настоящей праведности, а в какие-то - лишь привычкой человека, не знавшего ничего другого, в иные и вовсе отталкивает и видится в ней тайная гордыня. Они с губернатором похожи, только для Ланского нужен орден, а для Однодума - его синие философские тетради. Я уже молчу про эпизод, в котором праведник бьет жену за кадку грибов.
Лично мне кажется, что Н.С. удалось воплотить не столько сам образ праведника, сколько стремление к нему. Как говорил С.Дали - не бойтесь совершенства, вы его никогда не достигнете. Так и в этом случае. Праведность это стремление жить по совести в меру своих сил. Если бы все стремились, жить было бы всем лучше, - вот мне кажется основная мысль этой истории.

Уилки Коллинз "Лунный камень"

Довольно увлекательный классический английский детектив, соблюдающий атмосферу своего времени, а также показывающий характеры разных слоев общества, в чем не мало помогает выбранная форма повествования от имени разных героев. Это всегда очень интересно и придает тексту полифоническое звучание, что сильнее включает в ткань истории и в каком-то смысле ставит самого читателя на позицию детектива.
Сюжетная интрига сохранялась довольно долго. С первой страницы так сразу и не угадаешь укравшего алмаз преступника. Однако лично мне, несмотря на то, о чем говорила выше, не хватило образа детектива. Все-таки сегодня неминуемо ориентируешься на известных мастеров жанра - Агату Кристи, Артура Конан Дойла... В Холмса и Пуаро невозможно не влюбиться! Здесь же, напротив, было бы очень сложно влюбиться в инспектора Каффа.
Кроме того, в детективе по-настоящему интересны только личности и психологические или философские вопросы, которые он ставит перед читателем. Поверхностный слой основной интриги может быть увлекателен, но не остается в памяти надолго. Здесь мне этого тоже слегка не хватило.
В остальном от книги осталось приятное впечатление.

Чарльз Диккенс "Рождественская песнь"

История мистера Скруджа - это сказка поучительная и сентиментальная, но все-таки по-настоящему трогающая, особенно если читать ее в Рождество.
С любовью и теплотой в ней открываются для нас английские традиции празднования Рождества, веселые игры и всевозможные блюда от одних описаний которых начинает кружиться голова. Во всем этом столько отчаянной любви к жизни, расцветающей на фоне морозной ночи, по которой призраки таскают героя из одного времени в другое, что становится страшно почти также, как страшно самому Скруджу, когда тот понимает, что смерть ближе, чем он думает. То есть с самого начала (поэтому и не узнает он так долго в умершем бедняге себя самого).
Жаль, что все больше из страха происходит превращение из внешне равнодушного скряги в человека, способного глубоко откликаться на беды других. Но лучше поздно, чем никогда. Разве не так происходит и в жизни? С возрастом люди пересматривают пройденный путь, страшась его окончания...
В комнате Скруджа особенно чувствуешь тоску по любви, хоть как-то спасающей от страха неминуемой смерти, любви, спасительного утешения которой он невольно лишил себя сам. Но Скрудж не виноват. Его таким сделала система, он не плохой и не черствый человек по своей природе, просто долгие годы страданий и бедности ожесточили его. И то же касается тех, кого он посещает вместе с духом Рождества. Несмотря на их улыбки и доброе отношение друг к другу, бедная обстановка вокруг них кажется еще беднее, это чувствуется, разрастается стыдом внутри и тут же еще более мрачной и одинокой представляется жизнь богатого нелюдимого, замкнувшегося в себе Скруджа. Так образуется порочный круг глухого и несправедливого общества.
Лучше быть добрым и богатым, чем бедным и злым. Беда от того, что богатый зол, а бедный добр и терпит все. Если бы добрый не ожесточился, став богатым, можно было бы сделать мир лучше и может быть в этом наше спасение, несмотря на то, что смерть все также ждет каждого. Ведь есть Бог, который неизмеримо богат и невообразимо добр по отношению к любому из нас.

@темы: дневник читателя

URL
   

Нам светят звезды, мрак исчез

главная