13:25 

Одержимость

Иона.

Зачем я смотрю все эти фильмы про музыкантов и художников, да еще и несомненно талантливых, когда каждый из них неизменно мучает и приводит в смятение? Каждый подобный фильм мог бы носить то же название - "Одержимость", - потому что нельзя без одержимости стать Художником, как нельзя стать Музой без жертвы.
Мне слишком хорошо знакома эта одержимость, чтобы восхищаться ею не чувствуя горечи. Конечно, я гораздо больше, чем предполагалось по сценарию фильма, думала об отвергнутой девушке, о том, что было в ее глазах и как с этим жить. Но все же главное чувство - болезненное, замешенное на горечи, ревнивое и завистливое восхищение этой болезнью, этой безграничной ограниченностью главных героев. Это восхищение человека, еще не нашедшего себя, обладающего силой, но ломающегося от каждого недоброго взгляда, потому что эта сила в нем не нашла еще выхода, своего образа.
Лучший момент фильма - концовка. В ней есть напряжение и драматизм, восторг и радость всякого настоящего рождения. Я бы хотела испытать однажды нечто подобное, хотя бы слабым отголоском.

@темы: дневник зрителя, фильмы о музыкантах

URL
Комментарии
2015-02-24 в 13:27 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Зачем я смотрю все эти фильмы про музыкантов и художников, да еще и несомненно талантливых, когда каждый из них неизменно мучает и приводит в смятение?
вот. долго не мог подступиться именно поэтому.

2015-02-24 в 13:35 

Иона.
Да, я тоже, но долго убегать не получается)

URL
2015-02-24 в 14:53 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
А я вот не согласна с главной идеей фильма. Про все эти летящие в тебя тарелки, необходимость кому-то что-то доказывать, кого-то перебарывать и так далее. Все люди разные. Кому-то это поможет, кого-то - сломает. И тот, кто сломается, необязательно был менее талантлив. Просто уверенности в себе ему не хватало.
Ведь слава - она не от таланта, она от наглости. Нужно иметь наглость, чтобы заявить: "Да, я могу!" - и проигнорировать чужие отзывы и комментарии.
А по-настоящему творческий человек... он сомневается =) И сочетание наглости и таланта... это такое же редкое сочетание, как негр - блондин )

2015-02-24 в 15:32 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Ticky, талант от бога, имхо, не особенно сомневается. потому так редок.
другое дело, что мальчик в фильме - скорее труженик, нежели талант от бога.
в общем, не всё так однозначно, как показано, конечно.

2015-02-24 в 15:45 

Johny&Mary
human impersonator
Развлечение подразумевает удовольствие от процесса, а достижение результатов - это скорее приятный бонус. И человек берется за развлечение уже просто потому, что ему хочется делать что-то в процессе.
А если мы говорим о деятельности, о работе, то там все по-другому. Там цель - выполнить задачу, достигнуть цели, сделать готовый продукт. Цель первична. Удовольствие от процесса может появиться, но это тоже - приятный бонус.


Лучше юзера Yin никто бы и не сказал. если творчество — деятельность, у него есть явная цель, и эмоциональный шум, сомнения, усталость — побочка, как грохот работающего мотора, а не первостепенное условия для самого творческого акта. И чем лучше обслуживать мотор, тем меньше он грохочет. Для этого не нужны жертвы, заламывание рук, вещества и поехавшая крыша, достаточно ясной головы, постоянного источника ресурсов и умения внятно отвечать себе на вопросы "Зачем я это делаю?" и "Как это работает?"

2015-02-24 в 15:51 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, талант от бога, имхо, не особенно сомневается. потому так редок.
Откуда вы знаете, как проявляется талант от бога? =))))) У гениальных художников/писателей/музыкантов судьбы очень разные =) Были и те, кто очень сомневался в себе.
Вообще, умные люди сомневаются больше, чем глупые =)

Наблюдая за начинающими писателями, я заметила такую особенность: люди, которые действительно писали что-то интересное и талантливое, часто обладали хорошим вкусом, адекватно оценивали свои силы, но они же часто говорили: "Ох, я не так крут, как Борхес!" - и уходили заниматься "чем-то серьезным". Несовершенство одного созданного произведения ранило их слишком сильно, чтобы продолжать творить, несмотря на совершенство другого произведения.
Люди, которые писали фигню, не могли адекватно оценить, что их произведения - фигня, находили свою нишу (типа рейтинговых порнографических фанфиков или дамских романов), писали для избранных и слали матом тех, кто пытался им вправить мозги. Мало того, эти же люди часто собирали вокруг себя группки поклонников, и давали им точно то, что им нужно. К примеру: однообразные любовные романы с розовыми соплями. Короче, что-то, что продается. И, благодаря кучке поклонников, они часто были довольны собой и устойчивы к критике.
Если применить рецепт из фильма к этим людям, то выживут вторые. Но нафиг они кому нужны? =)
(Есть, конечно, третья категория: абсолютно улетевшие психи, которым на все пофиг, но которые при этом творят неплохо. Только, честно, на мой взгляд, люди из первой категории частенько бывали талантливее третьей на старте. Просто третьи и вторые - более живучие. И потому в перспективе больше всего добиваются третьи).

А мальчик реально трудяга =)

2015-02-24 в 15:53 

Johny&Mary
human impersonator
ЛЮДИ ПОЧЕМУ ВЫ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТЕ ТАЛАНТ И ТРУД ЧТО С ВАМИ НЕ ТАК!

2015-02-24 в 15:59 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Johny&Mary, все верно, да =)))
четко работающая голова, труд и - капелька вдохновения, обязательно, потому что без капельки вдохновения получится нечто абсолютно серое и ненужное.

2015-02-24 в 16:00 

Johny&Mary
human impersonator
Ticky, то да! А вдохновение берется из ресурсов, а ресурсы — из труда и заботы о качестве жизни)

2015-02-24 в 16:01 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Johny&Mary, никто не противопоставляет, вы чего =)
Для меня фильм не о труде. Для меня фильм о том, что надо испытать человека, ругать его, опускать и унижать, чтобы он взбунтовался и вышел за пределы своих возможностей. Я считаю, что этот метод работает не со всеми. Кому-то он поможет, кого-то (возможно, талантливого) - сломает. Только и всего.
Чтобы начать трудиться, ты должен решить, что результат твоего труда будет кому-то нужен. Если тебя унижают, ты можешь решить, что ты бездарность, и не будешь тратить силы. И это все. Причем, ты можешь быть далеко не бездарен =)

2015-02-24 в 16:04 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Johny&Mary, А вдохновение берется из ресурсов, а ресурсы — из труда и заботы о качестве жизни)
ммммм, мне нравится теория о том, что вдохновение берется из внутреннего источника вдохновения, который пополняется от впечатлений, выхода за границы комфортной зоны и т.д.. Вдохновение заканчивается. Чем больше и эффективнее ты работаешь, тем меньше остается вдохновения, и тебе нужна перезарядка )

2015-02-24 в 16:12 

Johny&Mary
human impersonator
Ticky, о, как человек-художник-скульптор говорю, что "аппетит во время еды" — правда, и вдохновение вторично труду) Сначала рисуешь каляки, в этих каляках начинает проглядывать смысл, это причиняет восторг и удовольствие, из них и берутся новые образы и красивые штуки)

2015-02-24 в 16:27 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Johny&Mary, я, конечно, непрофессиональный писатель, но для меня "аппетит во время еды" - глупости =) Аппетит во время еды уходит. Сначала ты ловишь настроение и пытаешься выдать максимально, сколько можешь. Потому что очень важно находится в том состоянии, в которое ты хочешь привести читателя. Давить из себя что-то через ступор - нереально, все идет в мусорку, потому что получается Г. Единственный вариант - переключить мозг, отвлечься, выйти в какое-то измененное состояние сознания. Не получается - сиди, описывай мир, собирай материал, анализируй его, рисуй карты и т.д., синопсис строчи, короче, выполняй рутинную подготовительную работу; нет настроения - нет текста.

2015-02-24 в 16:27 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Для меня фильм о том, что надо испытать человека, ругать его, опускать и унижать, чтобы он взбунтовался и вышел за пределы своих возможностей.
вот это, кстати, да, согласен.

Johny&Mary, я "противопоставляю" талант и труд, потому что талант (в приложении к труду) - это всё-таки талант. а наработанные умения (в приложении к труду) - всего лишь наработанные умения. есть искра, а есть - просто навыки.
просто разница определений видимо у меня и Ticky не совпадает.

2015-02-24 в 16:29 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, вот это, кстати, да, согласен.
:friend:

просто разница определений видимо у меня и Ticky не совпадает.
а что такое "разница определений", которая у нас не совпадает? :shuffle:

2015-02-24 в 16:36 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Ticky, ну мне показалось, что вы тоже считаете, что талант (гений) - это не что-то особенное, а просто развитый навык.
возможно я запутался. но в смысле, нет, сам я не отрицаю возможности сомнений у талантливых людей. )

2015-02-24 в 16:51 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, нет, я считаю, что талант - это нечто особенное в строении мозга, видении мира, в общем, что-то такое, что дается человеку при рождении. Лучше всего это заметно по тому, насколько легко человек выдает ценный результат (необязательно качественный, к примеру, идея может быть хороша, а воплощение - плохое).
Например: берем двух семилетних детей, которые раньше не писали стихи, но знают, что это такое, садим их и говорим: пиши стихи. Первый пишет идеальным ямбом, с рифмой, со смыслом (это я не сочиняю, я такое видела). У другого рифма на уровне Незнайки (ложка-селедка) и ритма толком нет. Для меня это означает, что первый талантливее второго. После этого первый ребенок может сказать: ой, не хочу писать стихи, - и не писать их. Второй же, обидевшись, может начать вкалывать каждый день и через пару лет обгонит первого. А может, и не обгонит никогда.
Или первый результат может быть не очень, но у человека будет просто невообразимая скорость прогресса, он будет схватывать на лету то, что другие изучают годами.
Или другой пример: мой молодой человек всегда хотел играть на музыкальном инструменте. И где-то года полтора назад завел себе синтезатор. Через полторы недели он подобрал первую мелодию. Причем идеально подобрал. Было очень смешно смотреть, как он ее записал (нотную грамоту-то не знал): все хвостики у ноток были не в ту сторону.
Я когда-то прошла 3 года музыкальной школы (потом свалила, потому что это было абсолютно не мое), но никогда не могла угадать даже одну ноту.

Вот, это для меня талант =) И причем талант часто видится в подборе слов, даже в подборе букв, в каких-то деталях, которые ты не сможешь все продумать - мозг взорвется. А в состоянии вдохновения, при наличии таланта, ты выдаешь больше, чем можешь реально осмыслить и осознать.

2015-02-24 в 16:58 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Ticky, отлично, значит, не не совпадают. )))

2015-02-24 в 16:59 

Иона.
Я думаю, что гений, а тут речь о гении, действительно не может сломаться, не может перестать быть Художником, потому что это одержимость. То есть что-то вселяется в тебя и через тебя себя творит. Если это барабаны значит весь мир ты будешь видеть через ритм, если живопись - любой человек, любая вещь, любая идея - только повод, чтобы их рисовать. Из этого выйти нельзя, но можно, наверное, какое-то время ходить где-то рядом, и не узнавать. И мне кажется, что если же такой человек перестает заниматься тем, чем должен, он умирает, потому что это для него все.
А для любого другого человека, мне кажется, действует такой механизм, как говорит Johny&Mary)

URL
2015-02-24 в 17:03 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, :friend:

Иона., а мне кажется, это все отговорки. Знаете, в духе: "Если ты можешь не писать - не пиши". Такие пафосные фразы, которыми некоторые, не очень добрые, творческие люди отпугивают неуверенных в себе, но талантливых новичков (иначе - уничтожают конкурентов).
И потом, художник может остаться художником, но сломаться в другом. Он будет писать картины в подвале, не пытаясь их показать. Он будет придумывать мелодии, но не попытается их записать. Он будет писать стихи - и их сжигать...
Творчество - оно не в умении не сломаться. Творчество - оно в умении слушать, чувствовать, воспринимать, созидать...

P.S. У меня просто появилось ощущение, что вы очень хотите творить, но не даете себе этого делать. И у меня возникло острое желание эту вашу тягу творить как-то защитить и оправдать - перед вами же. Потому что посыл фильма - имхо - неверен.
Извините, если это было не в тему =)

2015-02-24 в 17:09 

Иона.
Ticky, нет, все в тему, спасибо вам большое) просто для меня творчество - это одно, а гениальность - совершенно другой мир, в котором действуют какие-от другие тайные законы. Наверное у меня слишком оторванное и мистическое восприятие, но что уж поделаешь. И наверное педагог мог бы выбрать другой способ, с меньшей кровью, но это и правда один из возможных, может быть не обязательных, вариантов.

URL
2015-02-24 в 17:12 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Иона., И наверное педагог мог бы выбрать другой способ, с меньшей кровью, но это и правда один из возможных, может быть не обязательных, вариантов.
я в начале вообще был ошарашен. подумал, что ни минуты бы не потерпел такого обращения.
но. мы же понимаем...

2015-02-24 в 17:13 

Johny&Mary
human impersonator
Хм, а сколько людей отказывают себе быть Художниками каждый день лишь потому, что представляют себе творчество как что-то исключительное, прерогативу "особых" людей, бросают, едва начав, потому что "я никогда не стану лучшим, у меня нет таланта, я простой ремесленник". А ведь тру-художники вполне обычные, у них есть семьи, хобби, собаки и котики, они ходят в поликлинику и стоят в очереди, и все это у них получается так же славно, как музыка или горшки с глазурью. Ограниченность есть однозадачность, а она не условие гениальности. Самые успешные художники — высокоорганизованные люди, которые не дадут себе пропасть)

2015-02-24 в 17:53 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Иона., вот честно, я не знаю определения гениальности. Кого отнести к гениям, кого - нет... есть несколько человек, которых я могу назвать, но тот же Леонардо, к примеру, был склонен отвлекаться, бросать дела недоделанными и вообще нарисовал преступно мало картин =) И я думаю, если покопаться, можно найти и какого-нибудь гения, который разочаровался в себе и перестал творить.
Да, то, что педагог делал, с кем-то могло сработать. Просто неверен сам посыл: если ты сломался - значит, ты не гений. Ну лично по мне =)

Johny&Mary, Ограниченность есть однозадачность, а она не условие гениальности
Честно, я не поняла эту фразу. Разве человек, полностью поглощенный одной задачей, не получает больше шансов на развитие?
Самые успешные художники — высокоорганизованные люди, которые не дадут себе пропасть)
Успешные - да. Но успешность и гениальность - это немного разные вещи.
Книжные маркетологи, к примеру, часто отдают предпочтение достаточно стандартным произведениям, потому что они будут продаваться и будут иметь успех. А что-то действительно выдающееся часто продается плохо. Сравните продажи Донцовой и чего угодно из классики =)
Проблема в том, что люди не дают себе стать обычными успешными Художниками (талантливыми или нет), нормальными людьми с творческом профессией, которые не претендуют на гениальность, но качественно и хорошо делают свое дело =)

2015-02-24 в 18:09 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Ticky, Просто неверен сам посыл: если ты сломался - значит, ты не гений.
не знаю, кстати, мне вот так не показалось. в смысле, это не единственный месседж точно. так стопудово по ощущениям есть и: если ты сломался, то не исключено, что твой преподаватель - шизанутый тип.

2015-02-24 в 18:21 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, про "если ты сломался - значит, ты не гений" - это посыл препода. Посыл фильма, конечно, мягче =)
Но все же... все же в конце фильма одержимость побеждает. А это что-то да значит =)

2015-02-24 в 20:17 

Johny&Mary
human impersonator
Ticky, гениальное творение тем хорошо, что оно делает некий прорыв, двигает область знаний или культуры, к которому относится, далеко вперед, то есть, оно в первую очередь полезно. Можно упарываться по теоретической физике всю жизнь, не поднимая головы, измыслить собственный необыкновенный язык, забывая поесть и помыться, и в отрыве от практики он будет огого, но впоследствии никому не пригодится, и никто о нем не узнает, ибо не нужен. Так что Донцова — гений, она создала огромный пласт литературы, который нужен людям, делает их жизнь счастливее, это действительно большое дело.
Я говорю о том, что одержимость не делает человека крутым творцом. Крутой творец может прожить самую заурядную жизнь. Просто кино снимают и книжки пишут про одержимых, потому что это драматично. Это индустрия развлечений. Кто пойдет смотреть фильм про чувака, который изобрел, допустим, клейкую ленту — революционная вещь! — и чья биография вписывается в формулу "родился - женился - умер"? Люди любят щекотать нервы.

2015-02-24 в 22:40 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Johny&Mary, мне кажется, я вас обидела какой-то фразой. Или фразой про то, что Донцова не гениальна, или фразой про "обычных успешных Художников, которые не претендуют на гениальность". Если последней, то должна извиниться и сказать, что я не отказывала "обычным успешным" художникам в таланте. Можно быть талантливым и успешным. Но успех не равно талант - и именно это я хотела подчеркнуть. Так же, как и талант не равно успех.
Я лишь хотела сказать, что ошибка многих - считать, что талант ставит крест на счастливой жизни. Мне кажется, именно "счастливую жизнь" вы имели в виду, когда говорили о крутых творцах, чья жизнь может быть заурядной и лишенной драмы.

Что касается гениальности, то тут важно не просто быть полезным (мы все по-своему полезны и по-своему меняем мир), а оказаться тем автором, что совершил некое поворотное открытие или сотворил поворотные произведения. При этом мало просто сотворить нечто поворотное - нужно сотворить это качественно, да еще и так, чтобы изменить мир вокруг себя.
Стихи в России писали и до Пушкина - но именно Пушкин написал нечто настолько качественно новое, что перевел поэзию в России на новый уровень, и все, кто пишет стихи на русском сейчас, оказываются под невольным влиянием Пушкина.
Или взять, к примеру, Толкиена. Я отношусь к нему достаточно прохладно, но не могу отрицать, что именно он сотворил жанр "фэнтези" и изменил жизнь множества людей.
А теперь посмотрим на такую ключевую, на самом деле, фигуру, как Агата Кристи. Агата Кристи изменила детективный жанр. Именно она ввела знаменитое правило: "Стало скучно? Добавь еще один труп". Но это правило, хоть и такое важное, не делает Агату Кристи гениальной. Только ключевой фигурой в детективном жанре - не более. Для гениальности нужно нечто большее.
Также и Донцова. Честно, я не знаю, основала она жанр ироничного детектива или этот жанр существовал до нее. Вроде бы и юмористические, и дамские детективы существовали до 1999 года. Донцова - выдающийся автор по другому параметру: по скорости написания текстов. Во всем остальном она не вышла за рамки обыденного.
И еще раз извиняюсь, если какими-то из своих высказываний я вас задела =)

2015-02-24 в 22:44 

Heavy Rain
"Yes, Virginia."
Честно, я не знаю, основала она жанр ироничного детектива или этот жанр существовал до нее.
основоположником такого жанра, как иронический детектив, для русских читателей считается Иоанна Хмелевская. которая начала задоооолго до Донцовой. в Донцовой же плохо то, что она плохо пишет, это никакой иронией не исправишь, увы.

2015-02-24 в 22:49 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Heavy Rain, вот согласна :friend: я именно потому и писала, что мало сотворить нечто поворотное - нужно сделать это качественно. Потому и Агату Кристи привела как пример: вроде бы человек изменил жанр, но сам по себе ее текст и герои не дотягивают до нужного уровня, чтобы автора можно было считать гениальным.

   

Нам светят звезды, мрак исчез

главная