Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:52 

Лучшее предложение

Иона.
Должна написать об этом фильме, потому что все еще думаю о нем. Уже давно не испытывала ничего подобного по отношению к персонажу (даже не удобно употреблять это слово).
Я знаю, что история выдумана, но если бы мне довелось оказаться в Праге, первое, что я искала бы там - кафе "Ночь и день", а в этом кафе - его за столиком среди не останавливающихся шестеренок, где каждая минута ожидания так осязаема, его, сидящего прямо и как будто невозмутимо с двумя приборами перед собой, его, поднимающего голову при каждом звоночке дверного колокольчика.
Удивительно, что то, что я полюбила в этом человеке так привлекло меня и в В., в то время как он сам в нем ничего подобного почти не увидел. Для него это фильм о деньгах и о том, как хитрые мошенники обманули богатого старика. И фильм действительно вроде бы как бы об этом, и я не знаю как объяснить, почему вопрос различения подделки и подлинника так важен сейчас, почему так размыта грань между ними, почему я не могу успокоиться после этой истории весь вечер.
В 4-х серийной передаче, посвященной своему 80-летию, Олег Басилашвили говорил, что стал актером совсем не потому, что хотел оказаться на сцене, а потому, что отчаянно хотел попасть туда, в дом трех сестер, в ткань истории... В этом и только в этом смысле я актер с самого детства. Я не знаю как объяснить, что я тоже сижу в том кафе и, вытягивая голову, смотрю на залитую солнцем улицу с астрономическими часами, и стою на темной улице под упругими струями ливня, где потоки воды смешиваются с кровью, и молчаливо сижу в тайной комнате за шкафом с перчатками, заполненной портретами прекрасных женщин, и бросаю букет, и испытываю ужас пустых стен и взгляда механической куклы, и чувствую эту его улыбку, когда его избитого везут на каталке, а она идет рядом (любовь не подделка), и то, как меняется его походка и все движения после того, как он впервые был с женщиной, и бессонную ночь, и то, как он постепенно все больше забывает о своих перчатках и чистых платках, будто снимает с сердца один замок за другим, как узнает в ней себя, а я себя в нем.
И почему он ждет. Если не ждать, значит все подделка, мир подделка, как этот механизм, в который прячется наше сознание, как лилипут с феноменальной памятью на события и числа.
Что бы ты выбрал, ее или механизм? Он единственный из героев фильма, кто выбрал живое. И мы такой выбор делаем каждый день.

@темы: другие острова, дневник зрителя

URL
Комментарии
2014-09-29 в 18:16 

Непутевая Путеводная
Думайте - это теперь сексуально. (с)
На меня очень ощутимое впечатление произвел этот фильм. Хотя мои ощущения все же были другими) Мне показалось, что главного героя (полюбившегося мне в тот фильм актера) толкнули в этот ужас не просто так. Он любил Вещи, а его заставили полюбить человека. Финал очень жесток, по-моему, но, блин, поучителен.
Я влюбилась в это кафе!!! И я где-то читала, что оно на самом деле есть. Я мечтаю там побывать.

2014-09-29 в 20:42 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
Иона., я думаю, что фильм о несправедливом возмездии. Вёрджил обманывал других коллекционеров, которых искренне считал недалекими людьми. Он пользовался помощью своего друга неудачливого художника, которого считал бездарностью. Билли (художник) решает обмануть обманщика. Вёрджил думает, что в хорошей копии есть что-то подлинное, а Билли (да и сама жизнь, по-видимому) доказывает обратное. Получается, что главный герой любит не настоящую женщину, а свои представления о ней (которые и разыграли перед ним Билли и парочка аферистов Роберт и Клэр). Собирая женские портреты, написанные гениальными мастерами прошлого, Вёрджил, на самом деле, любит собственную фантазию о женщине. Это его слабое место. Билли в один прекрасный день ничего не остается, как наказать подельника... Вёрджил сам попадает в яму, которую так долго и упорно рыл, любя идеальную женщину.
Проблема самоидентификации. Когда главный герой понимает, что обманут... его мир начинает рушиться. Режиссер делает текст фильма нелинейным, события идут теперь не по порядку. Вёрджил почему-то упрямо считает, что чувство подлинно само по себе не смотря на то, что девушка его обманула. Это спасает его от безумия. Однако, герой опять оказывается наедине со своими представлениями.
Авторы оставляют финал открытым - очень неуютно чувствует себя зритель в такой ситуации. По-человечески мы сопереживаем герою, хочется, чтобы она-таки пришла в это кафе. Принцип реальности предлагает иной исход - конечно она не придет, ведь обмануть Вёрджила было частью игры...
Герой прекрасен тем, что он находит в себе силы выйти за пределы себя, из своей защитной скорлупы, но встретить другого в своей искренности ему так и не удается... Перед нами драма человека, который нашел в себе силы измениться, но усилие не принесло ожидаемых плодов. Вот все-таки любви необходимы "ты и я", а не только "я в своем чувстве к другому".

2014-09-30 в 11:52 

Иона.
Непутевая Путеводная, я тоже) Мне не казалось, что он любил вещи сами по себе... просто он был закрыт, а вещи - с одной стороны символы людей, с другой - защита от них. Через вещи людей любить было безопаснее.
В моем списке это место обязательного посещения, только кафе все-таки кажется выдуманное. Во всяком случае называется оно точно не ночь и день, а, возможно, "Гамбринус") У Юльки возле дома, кстати, тоже был такой бар))

URL
2014-09-30 в 12:00 

Иона.
Иов, ну вот видите, вы с Владом смотрите фильм как мужчины)
Да все мы любим свои фантазии, а не реальных людей, иначе и невозможно, потому что человек пластичен и меняется каждую секунду, а мы несовершенны в своем внимании и способности понимать другого и это нормально! За что его тут наказывать? Он подходит к вопросу о том подделка ли мир. Если любовь как самое большое и настоящее в нем - подделка, то что вообще тогда подлинно?
Зачем по-вашему в фильме персонаж лилипутка с феноменальной памятью и этот механический человек, которого они собирают на протяжении всей истории?

URL
2014-09-30 в 16:40 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
Иона., меняются ли люди? Для меня это вопрос, а не утверждение. Мне все же кажется, что мы не столько пластичны и постоянно меняемся, сколько поворачиваемся новыми гранями друг другу. (Хотя, может быть это предположение не верно). Есть статья Томаса Найгеля "Каково быть летучей мышью?" Автор говорит о том, что невозможно знать или понимать другого во всей полноте, и это даже при наличии общего опыта. Например, два человека умеющих кататься на велосипеде делают это каждый по своему и чувствуют катание каждый по своему.
Я все же считаю, что любовь это не способность "понимать или чувствовать другого" как таковая, а умение пребывать в общем ритме. Это лишь предположение. Можно сказать, что это постоянная взаимонаправленность... мы чувствуем и видим разное, но находимся в одном ритме. Как пелось в той песне: we are the one, but not the same "мы одно целое, но не одно и тоже". Хотя, как ты понимаешь, у меня нет опыта таких отношений, это всего лишь предположение.
Представление о лошади - это одно, а вот взаимодействие с настоящей лошадью совсем другое. Если не отказаться от представлений, то общение рано или поздно разрушится... кому же приятно, когда обращаются не тебе, а к представлениям о тебе. Самое печальное в общении, это когда ты пытаешься обратиться к человеку, а он уже не может тебе адекватно ответить. Такой опыт у меня был дважды, оба случая связаны с душевными расстройствами.
В каком-то смысле вещи в фильме оказались зеркалом души Вёрджила, но нерв фильма, на мой взгляд, не в красоте его души, а в... как это сформулировать?.. В том, что даже когда человек совершает титанические усилия, которые по логике вещей должны были бы принести хорошие плоды... может произойти все, что угодно. Ты просишь стакан воды попить, а тебя бьют по лицу просто так... без мотивации.
Какая ирония, человек, который так тонко и эффектно обманывал других, попался на живца. Вёрджила погубило доверие, нужно было всего-то проверить паспорт владельца и установить личность. :) Лилипутка с феноменальной памятью. Ведь именно она и есть владелица дома, страдающая аутизмом. Феноменальная память фиксирует события и числа, но не придает им какого-либо значения. Ключик был у Вёрджила прямо под носом...
Мне вот совершенно непонятно, что такое труЪ любовь и чем она отличается от не труЪ любви. Можно ли обладать чувством, владеть им? Можно ли возгревать чувства, когда они охлаждаются :)? Для меня это вопросы, ответов я не знаю. Приведу тут цитату из Пелевина, может пригодится:
читать дальше

Если любовь как самое большое и настоящее в нем - подделка, то что вообще тогда подлинно? А если посмотреть под другим углом? Ну, хорошо... женщина может обмануть, но зато твои чувства подлинны и они не обманут. Тогда получается, что любовь это нечто одностороннее, собственно важно только то, что происходит во мне самом, ведь всё остальное изменчиво, так? Но я-то сам могу быть уверен в своем чувстве? Оно меня не покинет, не уйдет? Или все-таки это вполне возможно? Заметь, что экзистенциализм не сформулировал онтологию. :) Вот и получается, что пока Вёрджил что-то чувствует по отношению к обманувшей его женщине он самотождественен, а если чувствовать перестанет, то личность разрушится. Довольно спорное утверждение, на мой взгляд.
человек, которого они собирают на протяжении всей истории? Механический человек - образ загадки. Пока мы не знаем ответ мы мучаемся и ищем. Что же нашел Вёрджил? Искусно сделанный аппарат для обмана доверчивых людей, жаждущих "правдивых" ответов. Это только тайне можно быть причастным, а загадка рано или поздно будет разгадана.

2014-09-30 в 17:00 

Иона.
Иов, меняются или нет - кто знает? Грани - так грани, все равно мы не видим их все, одновременно, и не знаем существуют ли другие грани, пока мы на них не смотрим. Поэтому я говорила не о том, что такое любовь, а о том, что да, другого во всей полноте нам не познать, мы люди и потому имеем дело с образами. Мы живем не в реальном мире, а в мире образов, и это нормально. Так за что Вергилий должен получить возмездие? За то же, что делают все люди?

Я с первых кадров фильма знала, что эта женщина его обманет, какая уж тут загадка? Это же было очевидно, нет? Может быть механический человек не только загадка, но вообще образ нашего сознания без любви, ума (поэтому в нем и прятался лилипут и поэтому в фильме лилипут обладает этой феноменальной способностью ума), поэтому у Вергилия спрашивают что вы выберете механического человека или эту женщину. Такой выбор не только перед ним, но перед каждым персонажем истории (перед любым человеком вообще), только он единственный выбирает живого человека в итоге. Девушка потому и говорит "что бы ни случилось с вами знайте, что я вас люблю", потому что осознает, что делает выбор как раз в пользу механизма, а не в пользу живого... Она выбирает деньги, победу в игре и т.д., идет за умом, потому что ну блин нельзя этого человека в противном случае обмануть просто!

Он выбирает живое, потому что меняется. Потому что нельзя выбрать живое и не поменяться. И в то же время он, как и любой человек общается с образами, с образом другого в своей голове. И вопрос фильма как отличить подлинник от подделки, ведь не даром это его работа. Где заканчивается образ и начинается человек? Где созданный умом механический человек, а где живой? Где-то внутри, как лилипут, который там прячется и дает единственно верные ответы. Может быть граница там, где мы обнаруживаем, что другой такой же как мы? И если в нас эта искра как в нем проскочила, значит мы будем верить, что она придет, потому что он бы на ее месте пришел.

Я вообще упустила как-то момент в фильме который бы показывал как он обманывал других. По-моему он просто покупал любимые картины и все. Для него они не средство обогащения, а семья - любимые дочери, сестры и любовницы.

URL
2014-09-30 в 17:02 

Иона.
Непутевая Путеводная, а в чем поучительность финала? Что не нужно любить вещи или что не нужно доверять живым людям? Мол, не раскрывайся перед кем попало и тебя не обманут в итоге?

URL
2014-09-30 в 17:35 

Иона.
А еще почему-то я вспомнила картину "Данте и Вергилий в аду". Из-за того, что его зовут Вергилий, наверное.

URL
2014-10-01 в 11:25 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
Иона., ох...)
Не ожидал от тебя такого последовательного кантианства :) Познать вещь в себе нельзя, а значит остаются только образы, но ведь даже по Канту мир как-то себя проявляет и эти проявления можно познавать. Я бы хотел уточнить. Между нами и миром стоит язык, словесным опосредованием мира владеет только человек, другие живые существа - нет. (На самом деле это большой вопрос владеет бонобо Кандзи языком или нет? Панов считает, что нет, а вот Зорина и Смирнова, что да :) ) Собственно к чему я веду, что несмотря на постоянное оформление действительности в языке, это не должно означать, что существуют только образы мира, а он как таковой - нет. С одной стороны человек не может взаимодействовать с миром без языка, но это не означает, что невозможно объективное знание о мире. Конечно, абсолютно точная научная картина мира невозможна, из-за принципа недостаточности Гёйделя, но тем не менее до некоторой степени познание вполне возможно.
Вернемся к фильму... думаю, что концовка (несмотря на неуютную незавершенность) вполне положительная. Режиссер показывает нам Вёрджила принявшего происшедшие с ним изменения. Заметим, что он не вернулся в прежнее состояние отчуждения от мира и даже сумел выйти из невротического состояния после краха. Проблема только в том, что "социальная адаптация", по-видимому, теперь зиждется на ожидании аферистки в кафе, рассказ о котором был частью окутавшей Вёрджила лжи. :) Ты ставишь интересный вопрос: если я беседую с человеком, с кем я говорю? С образом его внутри себя или с ним как таковым? Вот и получается, что чем меньше образного, тем лучше выстраиваются отношения. В противном случае, говорящий со мной может не согласиться с называемым мною образом и прекратить общение. Стремиться собеседовать с образом вместо реального человека - невроз. Есть такой фильм с Одри Тоту, в котором героиня экспрессивно навязывает случайному знакомому свои болезненные образы. Важно признать собеседника, позволить ему быть, а не навязывать ему свой образ.
За что он наказан. Ну, я же в самом начале говорю, что это "несправедливое возмездие" :) Помнишь, как в фильме про Глеба Жеглова и Володю Шарапова:
- Наказаний без вины не бывает. Груздеву следовало не разбрасывать пистолеты где придется и навести порядок в своих отношениях с женщинами. :)
Вёрджил прекрасный антиквар и многие люди доверяли ему как оценщику, а он пользовался этим и подчас обманывал их. Кроме того, обрати внимание, как он жесток по отношению к единственному другу, в место того, чтобы как-то поддержать его... ну, пусть он посредственный художник, но зачем постоянно на это нажимать?.. Вёрджил наказан за обман доверия клиентов, за пренебрежение товарищескими (не скажу дружескими) отношениями... ну и за высокомерие и снобизм.
Где-то внутри, как лилипут, который там прячется и дает единственно верные ответы. Правда? А может быть он говорил то, что люди хотели услышать? :) Машина изначально была задумана как диковинное развлечение для состоятельных людей.
Такой выбор не только перед ним, но перед каждым персонажем истории (перед любым человеком вообще), только он единственный выбирает живого человека в итоге.
Вот именно, Иона... вот мы и подходим к трагическому :) Он выбрал живого человека, и что в итоге?.. Оказалось, что выбранный человек играл роль, а когда отыграл - ушел. Их выборы не совпали, вот и все. Ты скажешь, что происшедшие с ним изменения - самое ценное... а если чуточку подумать? Что ему теперь с этим делать? Сидеть в кафе и романтично ждать аферистку Клэр? Или начать собирать коллекцию марок? Помогать голодающим детям Анголы? Помнишь Огюстена де Сент-Клера из Хижины Дяди Тома? Иметь возможность просыпаться утром и делать какие-то поступки еще не является чем-то существенным. Эта самая существенность вырастает в принятии себя, а это ой как бывает непросто сделать...

2014-10-01 в 13:23 

Иона.
Иов, вы можете разговаривать со мной как с человеком, который вроде как не знает что такое кантианство и бонобо Кандзи? И вообще делать немного меньше отсылок к другим людям и историям.
Разве я говорю, что мир как таковой не существует и есть только образы? Нет, я думаю, что мир объективен, но нам его в его объективности в свое субъективное сознание не вместить. Любое познание до некоторой степени, как вы сами и сказали. Всегда остается тайна, поэтому общение с другим как образом есть всегда, может быть только у святых его меньше, но мы не святые. И, блин, вот что вы делаете? Я пишу о том, что почувствовала человека и полюбила его, а вы мне о социальной адаптации персонажа. Ужас :)
Вергилий не навязывал девушке ни ее собственного образа ни своего. Напротив, это она навязала ему собственный образ, такой образ, какой он смог бы полюбить. Я не вижу, что это наказание, точнее я вижу только несоизмеримость наказания и вины и по большому счету вины даже не вижу, поэтому для меня это не наказание, это трагедия его выбора. Проблема в том, что он этот выбор делает единственный, а все остальные делают другой. Проблема в несовпадении с обществом. Я не заметила ни одного момента в фильме, где он кого-то обманывал! И с художником этим я не вижу ужаса никакого, он гораздо более высокомерен да еще и тщеславен, чем Вергилий.
В фильме говорится, что ответы механического человека всегда были в точку и мы не знаем то ли это, что хотели услышать люди, или на самом деле что-то важное.
Короче, из всей кучи сказанных вами слов я вообще ничего не поняла :yogi:
Пусть для вас это будет история о несправедливом возмездии, а для меня - трагедия близкого друга. И пусть для вас его ожидание в кафе будет глупость, а для меня знак подлинного. Потому что если бы он не ждал ее в том кафе я бы чувствовала, что весь мир подделка, а так, в каждой подделке есть что-то подлинное... как буква V в зрачке полностью списанного портрета.. то самое подлинное. И он будто такой же подлинный мазок божественной кистью в красивом, но поддельном мире.

URL
2014-10-01 в 20:53 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
Иона., угу... Остапа понесло. :) Перечитал свои посты... да, определенно нужно пояснять каждый абзац. :) Прости, сейчас нет ни времени ни сил.
Про клиентов... что он их обманывал. Я имел в виду комбинации на аукционах, они с Билли убеждали клиентов, что антикварный предмет подделка, покупали его за небольшие деньги, а потом выставляли как подлинник и продавали за миллионы.
Возмездие? Думаю, ты права... на историю обманутого обманщика фильм вряд ли претендовал :)
Трагедия близкого друга... как глубоко ты однако переживаешь художественные произведения. :) Меня это восхищает в тебе (говорю без тени иронии).
***
Вот, если совсем честно, я не понял почему в конце он приехал в кафе. Почему ты считаешь, что это знак подлинного? Подлинности чего именно? Мира? Чувств Вёрджила? Пока не понимаю. (Напиши подробнее почему ты считаешь таким ключевым приезд в кафе?) :) Думаю, мне больше понравилось бы видеть Вёрджила за каким-нибудь делом... имею в виду, что осознав обман и пройдя путь выздоровления, он мог бы найти себя в каком-нибудь действии.
Мне очень неприятно и грустно смотреть сюжеты в которых кого-то обманывают... когда предают доверие. Вот хороший фрагмент по теме :)

2014-10-02 в 13:13 

Иона.
Ой, я такого не помню вообще,. Мне казалось он просто использует Билли что бы покупать работы для себя, потому что сам как аукционист не имеет права �� не ключевым, но важным, потому что... Ну я не знаю как еще объяснить, что если бы он не поехал весь мир был бы подделкой...
Я именно сто чувствую, поэтому сейчас с вами рассуждать с позиции образов и смыслов мне очень сложно... Я чувствую все это куском... Как бы.. Вижу детали, но все равно сначала чувствую все.

URL
2014-10-02 в 13:52 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
Иона., спасибо)
Кажется, я начинаю понимать ход твоих чувств...
В фильме большое значение имеет механический человек, которого собирает мастер. Становится ясно, что внизу, в специальном ящичке сидел лилипут, который давал ответы на вопросы, причем ответы эти были всегда точны. Теперь обратимся к кафе, там оформление, какое-то часы, шестеренки и прочее... чем-то напоминает механизм. Вергилий будто лилипут в этом механизме. Может быть в этом подлинность? Смотри, может быть Клэр, когда говорила про кафе - говорила правду, для нее оно имеет/имело какое-то значение в её настоящей жизни. Получается, что кафе и есть нечто подлинное в истории обмана и именно за это подлинное пытается ухватиться Вергилий, так? Лилипут в механизме обмана был, возможно, подлинной его честью, ведь его ответы были точны, так и Вергилий в кафе совершает нечто настоящее, он опирается на несколько слов искренности Клэр, так?
Уфф... надеюсь, синхронно? Очень жду ответа.

2014-10-03 в 10:28 

Иона.
Иов, ну да, примерно так, не только это, конечно, но да)

URL
   

Нам светят звезды, мрак исчез

главная