• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: дневник читателя (список заголовков)
21:20 

НЕ ХОЧУ В АРХИВ

И.Смоктуновский "Быть!"

Очень сложно было читать эту книгу, потому что всякий раз это было личной встречей. Странным образом, всякий раз беря ее в руки я испытывала волнение как на экзамене у доброго, умного и строгого профессора, когда страшнее не оценку плохую получить, а не соответствовать чему-то такому, что и выразить словами сложно. И всякий раз это чувство обжигало влюбленностью и близостью, и одиночеством, и более всего неотвратимостью разделенности и тоской.
Я не большой специалист, я не могу всерьез рассуждать о том, как это написано. Я чувствую только красоту и искренность и они искупают для меня все. Разве что у него непривычно мало "я", разве что о Достоевском он, кажется, говорит языком Достоевского, о Пушкине - языком Пушкина, а о Чили - будто бы языком Чили. Или мне только казалось так... И тем не менее всегда это его голос, очень искренний и настоящий.
Мне кажется, будь я в тех же обстоятельствах, рядом, я бы видела людей также. Может быть это значит, что он все-таки хороший писатель, может быть это просто человеческое. Очень сложно было подбираться к последним главам. Сначала ты смотришь на тот двор как бы своими глазами, вместе с журналистами, водителями, другими случайными и не случайными зрителями и чувствуешь, как сердце внутри саднит и обрывается, а потом попадаешь внутрь и смотришь его глазами и я выразить не могу как обжигает все это, как смех вперемешку с пулеметными очередями.
Осталось чувство, как будто все это стало моими воспоминаниями. Спасибо.

Д.Адамс "Ресторан на краю Вселенной"

С этой частью было сложнее, чем с предыдущей. Казалось, в ней больше злого сарказма или просто он стал откровеннее, чем в "Автостопом по галактике". Все как-то приземлилось, стало на злобу дня. Но это можно простить за диалог в хижине властителя Вселенной. Он был настоящий и замечательный.
Если в конце первой книги ученые требуют установить границы сомнения и неопределенности, то в этой книге, в ключевом моменте, безграничность их ставится во главу угла, в основание. Все это естественно и как будто так и должно быть.
Герои казалось бы находят то, что искали, но выясняется, что это ничего им не дает.
Чувство потерянности остается, но оно трансформируется и нас будто специально приводят к тому, что книгу нужно выбросить в ручей, а поиски Бога прекратить и перестать думать о расстоянии, отделяющем нас от Него, от смысла. Заняться друг другом и мирскими делами.

Г.Уэллс "Спящий пробуждается"

То же размеренное повествование, что и везде у Уэллса, в этом произведении даже чуть более затянуто, чем обычно, потому что автор очень стремится описать весь этот новый мир спустя 200 лет, причем как можно более подробно, с разных точек зрения, затрагивая и жизнь простого народа, и религию, и элиту, и маргинальные слои, и экономику - все, до чего может дотянуться.
По сути, конечно, мир он видит не новым, а все тем же и стремится показать нам всю бездушность и бесчеловечность прежде всего своего времени, которые, как его пессимистичный взгляд предполагал, должны были разрастись за 200 лет к моменту пробуждения спящего до таких вот размеров. Читать это сложно и для меня не очень интересно, тем более, что описано все как-то уж слишком прямолинейно и назидательно. Единственное что порадовало - концовка. На фоне этого растянутого повествования, очень быстрая, и потому очень жизненная. Именно в этот момент, когда Грэхем умер, он для меня ожил.

К.Р.Сафон "Тень ветра"

Для меня "Тень ветра" стала одной из тех книг, которые оказываются настолько близки, что говорить о них можно только шепотом или про себя, а так, как того требует рецензия - почти невозможно.
Мне кажется, я с самого начала знала, как будет развиваться эта история. От первой грустной отстраненной улыбки до последней. Я все это знала, как если бы писала книгу сама, но странным образом ее волшебство, ее глубина от этого не исчезали, а наоборот с каждой страницей лишь крепли и увлекали сильнее. Если мне когда-нибудь выпадет случай побывать в Барселоне, я конечно буду искать там эти улицы, эти книжные магазинчики, этих людей... весь этот мир, тягучий, книжный, мрачный, полный темноты, света, грусти, одиночества и волшебства. Эта книга возвращает к жизни.
То, как пишет Сафон, похоже на заклинания. Или музыку. Метафоры легкие, тонкие, прекрасные, будто бы оставляющие после себя тонкие порезы на сердце. Течение времени, когда прошлое встречается с будущим, судьба с судьбой, книжное с реальным. Границы призрачны, будто все существует лишь в человеческом сознании. Я не знаю как можно не поддаться этому и не влюбиться в этот мир, который все отчаяннее не хотелось отпускать, по мере того, как приближаешься к последней странице.

Э. де Боно "Серьезное творческое мышление"

Книга мне совершенно не понравилась и мало чем оказалась полезна. Главным образом потому, что предназначена она для руководителей компаний больше, чем для людей, которые хотели бы не продажами заниматься, а просто для себя найти какие-то источники самовыражения, близкие им.
Не могу себе представить, как в своей жизни применяю хотя бы один из психологических методов, которыми автор, очевидно, очень гордится. Мне кажется, де Боно вообще говорил не о творчестве, а о чем-то, что ближе к адаптации идей, к их практическому применению.
Я ожидала узнать что происходит в сознании и в мозгу человека, когда он производит на свет что-то совершенно новое, когда он творит. Я хотела понять, что делать, чтобы эта способность стала для тебя такой же естественной, как дышать. Но получила ряд уловок для работы в творческих группах больших компаний. Да, они наверняка для кого-то окажутся полезными. Но мне лично не подходят.

Дж.Диспенза "Сила подсознания"

В принципе автор повторяет все эти популярные уже сегодня истории об экспериментах, доказывающих силу мысли и ее способность к изменению материальной реальности, снова и снова говорит о нейропластичности, казалось бы не открывая ничего нового. Но это именно тот тип мотивации, который работает в моем случае. Поэтому эту книгу считаю для себя полезной и буду продолжать чтение подобных.

М.Веллер "Легенды Невского проспекта"

Книга оставила после прочтения смешанное чувство, примерно такое, какое бывает после того, как услышал в приличном обществе скабрезный анекдот, да еще и засмеялся в голос. Правда засмеялся вместе со всеми присутствующими, что тебя как бы извиняет, хотя чувства некоторого стыда от этого не отменяет.
С одной стороны автор безусловно рассказывает свои истории талантливо и смешно, со знанием дела, с другой - постоянно замечаешь, что людей он мягко говоря не любит. Конечно, истории эти - городские байки и почти анекдоты, а жанр анекдота сам по себе предполагает снижение всего - слога, пафоса, любого высокого чувства. Но в рамках книги, рассказывающей историю советской действительности, это жест почти политический. И если каждая отдельная история воспринималась бы вполне адекватно, то все вместе они уже настораживают и создают тягостное ощущение. Так и хочется спросить: так что вы хотите сказать, что нормальных людей в нашей стране не было в принципе?
На страницах этой книги если герою вдруг и случается совершить что-нибудь героическое, то это обязательно оказывается простым стечением обстоятельств, помноженным на трусость и не более того. Даже гении и те в ней ведут себя как идиоты, что уж говорить про обычных людей. А они еще и взяточники, и сластолюбцы, и пьяницы и далее по списку. С некоторой симпатией к их природной смекалке описаны разве что фарцовщики, что уж тут скажешь...
И начинает казаться, что задача автора не в том, чтобы заставить тебя пару раз усмехнуться, попутно расширив немного свой кругозор, а в том, чтобы убедить в мелкости всего окружающего, чтобы создать реальность, в которой опускаются руки и совершенно нечем гордиться, не с чего брать пример. Я не думаю, что все на самом деле так. Этот взгляд кажется нарочитым, идеологическим и однобоко не правдивым.
Хотя, повторюсь, написано это все увлекательно.

Дж.Эйкафф "Начни"

Книга призвана мотивировать на достижения в жизни, однако, в моем случае не достигает успеха. Просто воодушевляющее "Начни!" (а это ее основная мысль) может, конечно, стать мотиватором, но только в том случае, когда его произносит особенный для тебя человек, человек, которому ты доверяешь, которого знаешь и уважаешь. Автор же мне не известен.
Книга написана как набор статей из блога о саморазвитии. Собственно Дж.Эйкафф и есть блогер. Может быть отчасти поэтому книга кажется такой разрозненной и сумбурной, четкой линии не вырисовывается, лишь размытая, смутная "история успеха", которую предлагается примерить на себя.
Ценным показалась разве что попытка автора подчеркнуть, что нужно четко оценить свою жизнь на данный момент, соблюдая разумный баланс между мечтами и обязательствами, с одной стороны избегая эгоизма, с другой - не становясь жертвой желаний и представлений о тебе других людей. Несмотря на то, что это очевидно, не лишним будет время от времени себе об этом напоминать.
В то же время его рассуждения о "нормальности" и "посредственности" на мой взгляд противоречили этой разумной мысли. В целом от нее осталось ощущение, как от этих популярных футболочек с надписью "нормальные люди пугают меня". Что-то, что заставляет испытать легкий укол неловкости и вызывает скептическую улыбку.
Ну да, парень, ты особенный, мы все поняли это как только тебя увидели.

Н.Лесков "Однодум"

По отношению к этому небольшому рассказу у меня возникло довольно противоречивое чувство, связанное с фигурой главного героя. С одной стороны Однодум выгодно выделяется на общем фоне взяточников, льстецов и проходимцев, которые, кстати, очаровательно описаны Лесковым, сатирически, но даже с какой-то, кажется, тайной любовью. Особенно ближе к развязке рассказа, когда происходит встреча "надменного" губернатора.
И лицо у губернатора надменное, и фигура надменная, и все поведение его надменное... слово это звучит постоянно, постоянно подчеркивается, видимо чтобы контраст со скромным и умеренным во всем Однодумом был более очевиден. Но... именно в этот момент и перестаешь его замечать. Напротив, кажется, что есть в герое все-таки что-то, что не позволяет назвать его настоящим праведником, а ведь именно такой образ всеми силами по ходу текста и старается создать Н.С.Лесков - образ человека не религиозного, но несущего в себе саму суть и правду веры. Несгибаемость Однодума в какие-то моменты кажется чем-то близким настоящей праведности, а в какие-то - лишь привычкой человека, не знавшего ничего другого, в иные и вовсе отталкивает и видится в ней тайная гордыня. Они с губернатором похожи, только для Ланского нужен орден, а для Однодума - его синие философские тетради. Я уже молчу про эпизод, в котором праведник бьет жену за кадку грибов.
Лично мне кажется, что Н.С. удалось воплотить не столько сам образ праведника, сколько стремление к нему. Как говорил С.Дали - не бойтесь совершенства, вы его никогда не достигнете. Так и в этом случае. Праведность это стремление жить по совести в меру своих сил. Если бы все стремились, жить было бы всем лучше, - вот мне кажется основная мысль этой истории.

Уилки Коллинз "Лунный камень"

Довольно увлекательный классический английский детектив, соблюдающий атмосферу своего времени, а также показывающий характеры разных слоев общества, в чем не мало помогает выбранная форма повествования от имени разных героев. Это всегда очень интересно и придает тексту полифоническое звучание, что сильнее включает в ткань истории и в каком-то смысле ставит самого читателя на позицию детектива.
Сюжетная интрига сохранялась довольно долго. С первой страницы так сразу и не угадаешь укравшего алмаз преступника. Однако лично мне, несмотря на то, о чем говорила выше, не хватило образа детектива. Все-таки сегодня неминуемо ориентируешься на известных мастеров жанра - Агату Кристи, Артура Конан Дойла... В Холмса и Пуаро невозможно не влюбиться! Здесь же, напротив, было бы очень сложно влюбиться в инспектора Каффа.
Кроме того, в детективе по-настоящему интересны только личности и психологические или философские вопросы, которые он ставит перед читателем. Поверхностный слой основной интриги может быть увлекателен, но не остается в памяти надолго. Здесь мне этого тоже слегка не хватило.
В остальном от книги осталось приятное впечатление.

Чарльз Диккенс "Рождественская песнь"

История мистера Скруджа - это сказка поучительная и сентиментальная, но все-таки по-настоящему трогающая, особенно если читать ее в Рождество.
С любовью и теплотой в ней открываются для нас английские традиции празднования Рождества, веселые игры и всевозможные блюда от одних описаний которых начинает кружиться голова. Во всем этом столько отчаянной любви к жизни, расцветающей на фоне морозной ночи, по которой призраки таскают героя из одного времени в другое, что становится страшно почти также, как страшно самому Скруджу, когда тот понимает, что смерть ближе, чем он думает. То есть с самого начала (поэтому и не узнает он так долго в умершем бедняге себя самого).
Жаль, что все больше из страха происходит превращение из внешне равнодушного скряги в человека, способного глубоко откликаться на беды других. Но лучше поздно, чем никогда. Разве не так происходит и в жизни? С возрастом люди пересматривают пройденный путь, страшась его окончания...
В комнате Скруджа особенно чувствуешь тоску по любви, хоть как-то спасающей от страха неминуемой смерти, любви, спасительного утешения которой он невольно лишил себя сам. Но Скрудж не виноват. Его таким сделала система, он не плохой и не черствый человек по своей природе, просто долгие годы страданий и бедности ожесточили его. И то же касается тех, кого он посещает вместе с духом Рождества. Несмотря на их улыбки и доброе отношение друг к другу, бедная обстановка вокруг них кажется еще беднее, это чувствуется, разрастается стыдом внутри и тут же еще более мрачной и одинокой представляется жизнь богатого нелюдимого, замкнувшегося в себе Скруджа. Так образуется порочный круг глухого и несправедливого общества.
Лучше быть добрым и богатым, чем бедным и злым. Беда от того, что богатый зол, а бедный добр и терпит все. Если бы добрый не ожесточился, став богатым, можно было бы сделать мир лучше и может быть в этом наше спасение, несмотря на то, что смерть все также ждет каждого. Ведь есть Бог, который неизмеримо богат и невообразимо добр по отношению к любому из нас.

@темы: дневник читателя

10:14 

Р.Нудельман "Семейные тайны Корана"

Чтение тянулось еще с прошлого года. Ожидала, что будет научная книга о Коране, а получила – сборник статей человека, считающего своим долгом высказать свое мнение по поводу любого учения, идеи, хоть сколько-нибудь эзотерического или научного открытия и конечно мнение его будет крайне не лестным, наполненным насмешливыми и порой довольно злыми комментариями. Возможно, эта книга полезна для тех, кто склонен излишне увлекаться мистикой, бросаясь с головой в различного рода секты, как костыль, помогающий выработать критическое мышление, но для меня ее ценность была скорее в том, чтобы еще раз вспомнить о чем-то, что я читала раньше и узнать о каких-то течениях, которые упустила. Однако я понимаю, что в голове моей остается очень мало фактов, даже не смотря на то, что я сидела с карандашом и подчеркивала какие-то интересные места.
Тем не менее, я считаю, что для меня полезно читать подобного рода книги, пусть даже я читаю их исключительно в ванной.

Д.Адамс "Автостопом по галактике"

Книга определенно воспринималась бы более живо и интересно, если бы до этого я уже несколько раз не знакомилась с ее экранизацией. Однако благодаря печатному тексту я все же смогла почувствовать то, что ускользало при просмотре фильма – чувство потерянности, невозможности найти дом и подобных себе, чувство огромного расстояния, отделяющего тебя от других. На самом деле это еще и расстояние, отделяющее тебя от Бога, ведь не даром же потом они будут пытаться найти ответ на вопрос о смысле жизни, Вселенной и вообще.
Артур единственный нормальный даже среднестатистический человек и его фраза – я сэкономлю нам время, если сойду с ума прямо сейчас, - должна описывать то, что должно происходить и с читателем в процессе чтения книги.
И в то же время читатель всегда может заметить свою похожесть на каждого из персонажей. Например, я точно знаю, что внутри меня живет вогон. Вогоны пишут стихи, но делают все лишь потому, что так проще, что так им сказали и ничего не знают и знать не хотят о мире, полном культуры, чудесных и сложных вещей, ничего, кроме того, что им уже известно. Это и моя лень, неповоротливость душевная, пугающая и отталкивающая.
Например, робот. Пока смотрела фильм как-то не думала о том, что подавленность, чувство вины, тоска и подобные эмоции, которые испытывает этот персонаж не просто свойственны нам, но точно также делают роботов из нас. Они более чем противоположные им эмоции программируют реакции, потому что кнут, к сожалению, мотивирует лучше, чем пряник.
«Мне много чего нужно искать. Я не знаю что ищу, потому что если бы знал, не мог бы искать». Одновременно и глупость и чувство какой-то тайны. С одной стороны полная не осознанность, с другой - наоборот, что-то выше житейского смысла. Но дальше есть отсылка опять же к механистичности мыслей, которые возникают в нашей голове (будто кто-то другой нами управляет, а мы только думаем, что сами принимаем решения). Интересно, что по рассказу З.Б. он же сам это и сделал. То есть мы сами себя ограничиваем. Множественные уровни личности.
Интересно, что автор как бы знает все в своей вселенной, и какие мысли рождаются в голове цветка и кашалота, и как выглядит бесконечность, но задает вопрос о смысле жизни, Вселенной и вообще. Одновременно он показывает, что может быть нам и не нужен на самом деле ответ. То есть мы способны построить мегамозг, искать долго и страстно, но сами – все равно, что эти философы, один из которых зациклен на том, чтобы требовать, не важно, нужно ему это или нет. Союз философов и титанов мысли представляют два идиота. Это так иронично – требование установления границ сомнения и неопределенности. Суть взгляда автора в том, что шансы найти ответ на глобальные вопросы человечества так малы, что лучше перестать об этом думать и заняться делом – победить бюрократию, наладить жизнь и так далее. Жизнь необъяснима, связи непостижимы (флот, съеденный собачонкой, война, начавшаяся из-за фразы, сказанной в другой галактике), нужно просто жить и все. Правда окончание фильма мне показалось более впечатляющим, в книге все немного скомкано.

@темы: дневник читателя

10:49 

Июльская книга



А. де Сент-Экзюпери "Южный почтовый"
От книги осталось ощущение разваливающегося мира, даже не хрупкости, а иллюзорности, придуманности всего. Героиня прячется в вещи, в их порядок, их прочность, их собственный смысл, из которого как по кирпичикам складывается как будто и ее смысл тоже.
В пустыне нет вещей и герою ничего не остается, как только пытаться почувствовать прочность мира в отношениях с женщиной. Но неудачная поездка, плохая погода, и все разваливается.
Она бы хотела вернуться назад, в свой осязаемый мир, но после путешествия никогда нельзя вернуться тем же самым. У нее умирает ребенок и этот ребенок как то настоящее, которое не родилось ни в ней, ни в герое, ни между ними.

@темы: дневник читателя

09:42 

Р.Бредбери "Полуночный танец дракона"

Я так редко читаю сейчас, что удивляюсь тому, как меняется в этот момент ощущение времени. Три рассказа, несколько жизней и поколений, а прошло всего 40 минут. Чудесный способ не только разнообразить, но и удлинить свою собственную жизнь. К обычному восхищению сказочностью, чистотой и тонкостью его мира вдруг примешиваются нежеланные и неприятные чувства – страх, связанный с одной темой, которая повторяется в сборнике несколько раз, и зависть, смешанная с жалостью к самой себе. Сам Бредбери присутствует в каждой истории. Мальчик, который вырастет и обязательно станет всемирно известным писателем. И каждый читатель знает, что так и будет, и мальчик знает, потому что у него есть мечта. Он говорит, он счастливчик, идущий по жизни без зонтика, свободно подставляя себя образам и сюжетам. Метафоры всегда обрушивались на него сами собой, он над этим даже не задумывался. Почему же в моей руке все еще этот ненавистный зонтик, когда я тоже хочу промокнуть? Как же так? Каждый рассказ казался знаком лично для меня, я задавала вопросы (о жизни, Вселенной и вообще), а Бредбери отвечал мне то ли с небес, то ли из прошлого. И еще, всякий раз иррационально казалось, что следующей страницы нет, что она рождается только пока я читаю предыдущую и от меня также зависит какой она будет. Я благодарна за эту поэзию и ощущение чудесного, за странное чувство сотворчества, за звучащую все время, пока я читала эту книгу, музыку.

@темы: дневник читателя

13:46 

Нарцисс и Гольмунд

Несмотря на то, что герои очевидно противопоставляются друг другу, как разум и чувства, мужское и женское, анимус и анима, я с самого начала этого противопоставления не чувствовала. Знала о нем, но не чувствовала. Для меня они были символами одного и того же пути от рождения к смерти, от смерти к рождению и внутреннее стремление к единству двух разрозненных частей отзывалось во мне и было главным в каждый момент истории. В отдельности каждый из них кажется глубоко ущербным и несовершенным. Прекрасный логик, глубоко видящий людей, Нарцисс не даром носит имя мифологического персонажа. Без Гольмунда он воплощает его худшие черты - холодность, самолюбование, высокомерие и отделенность. Гольмунд, имя которого буквально означает Златоуст, без Нарцисса оказывается в том же положении. В самом его имени уже чудится противоречие. С одной стороны в нем есть что-то обольстительное, лживое или пустое (ворох ассоциаций, от библейского змея-искусителя до роулинговского Златопуста Локонса), с другой, мы вспоминаем Иоанна Златоуста, тоже, кстати, ставшего монахом после смерти матери. Без Нарцисса он мог бы и не проснуться вовсе. Большую часть своего пути он страдал сам, видел страдания и причинял их другим.
Ни путь Нарцисса, ни путь Гольмунда не кажется спасительным и счастливым. Только обогащаясь любовью друг к другу, каждый из них в конце концов становится больше себя самого и приближается к Богу. Они как бы встречаются на зыбкой территории имени. Осознавая и признавая свою любовь к Гольмунду Нарцисс становится аббатом Иоанном (я даже посмотрела в словаре, имя буквально означает "благодать Божья"), а Гольмунда в конце книги все время почти называют Златоустом. Это тайное ощущение их встречи, их соединенности, наконец, рождает внутри надежду, что и собственные разорванные части однажды соединятся во мне.

И еще... Удручает как долго я читала эту книгу (перерыв, запланированный ПуХом, сбил весь настрой). Мне сложно было читать ее, но я рада, что сделала это, потому что как дружба героев обогатила их, так, мне кажется, и эта книга чем-то обогатила меня. И не только новым витком творческой зависти или жалости к себе от того, что не могу в полной мере принять ни того, ни другого пути - не доросла ни до художника, ни до мыслителя. Им, конечно, сложнее, но в то же время и неимоверно проще. Удивительно, что с самого начала меня гораздо больше привлекал Нарцисс, чем Гольмунд, несмотря на то, что в первом явственно виделось всегда пугавшее и отталкивавшее меня высокомерие, а во втором - всегда привлекавшая чувственность, трогательность, ранимость и красота. Гольмунд же в принципе объективно привлекательнее!... Почему Нарцисс? Я как будто тайно жалела его, сама не зная за что, и я еще и сейчас не могу до конца понять что это чувство говорит обо мне.

@темы: дневник читателя

16:54 

А.Клюев "Свобода от смерти"

Читала эту книгу ужасно долго, с огромными перерывами, и все время, пока читала, внутренне спорила с автором. Не с его словами и тем более не с его убеждениями, а именно с ним. Это странное и стыдное чувство несовпадения слов человека и той энергии, которую чувствуешь исходящей от него. Ужасно, что большинство вопросов, которые я задавала себе в отношении прочитанного, касались именно этого несовпадения, при том, что я прекрасно осознавала, что гораздо важнее и полезнее задавать себе вопросы в отношении себя самой, границ своих сил и возможностей, направления собственного пути. Тем не менее, нельзя было перестать внутренне улыбаться и скептически поджимать губы. Например, то, что он говорит об искусстве, разделяя его на планы по чакрам. Дадаизм, первобытную скульптуру и народную музыку он ставит на физический план и называет их ограниченными как по замыслу, так и по исполнению. В чем я совсем не уверена. Из всех русских поэтов только Блока и Лермонтова он считает достигшими вершины в духе, но у Блока я чувствую много виталического, а Д.Андреев вообще помещает его в областях не слишком высокодуховных. И, конечно, странно то, что он говорит о философии, особенно русской, называя ее чем-то "от ума", "бесполезной". Чувствую прямо противоположное. Нехорошо он также отзывается о людях, "обложившихся духовной литературой" и действующих на аспекте ума, хотя и сам с этого начинал по его же словам, а также о гуру, берущих деньги, забывая, что и его собственные семинары совсем не бесплатны. Религия плоха, потому что изобилует обрядами и догматизмом, искусство - потому что пустое, и так все области человеческой жизни одна за другой. Насколько вообще хорошо то, что начинается с отрицания?
Однако во многом книга оказалась полезной, поскольку структурно описала многие происходящие со мной вещи и дала им какое-то объяснение, меня не только устроившее, но даже воодушевившее.

@темы: дневник читателя

21:10 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
17:01 

Про книги

* - было что-то полезное, но вообще не понравилось
** - интересно
*** - тронуло, понравилось, советую

из последних книг

@темы: дневник читателя

14:51 

А.С.Пиньоль "В пьянящей тишине"



Читая первые страницы не могла отделаться от ощущения, что пришла в кино на банальный ужастик, где главных героев расчленяют толпы зомби или еще каких страшных злобных холоднокровных существ. Не понимала почему продолжаю? Но потом вчиталась и в целом понравилось.

Герой романа, разочарованный в окружающем мире, убегает от своего прошлого "на край света", на крохотный безлюдный остров в Антарктике. Он ищет уединения и покоя, но вместо этого окунается в водоворот совершенно невероятных событий. Едва ступив на забытую Богом землю, он обнаруживает, что метеоролог, которого ему предстоит сменить, бесследно исчез. Единственный обитатель острова - смотритель маяка - молчит, явно что-то скрывая. Но вот наступает ночь... Первая в череде безумных ночей!


Самым ценным для меня в этой книге было ощущение освобождения, отключения от бремени цивилизации, смена традиционного, замусоленного личными взглядами, проблемами, жизненным опытом взгляда на чистый, девственный взгляд, который возникает у человека наедине с собой, перед лицом жизни и смерти. И, конечно, особенно близким было то, что любовь в романе разворачивается по совсем не традиционному сценарию и требует именно этого взгляда. Это оказалось близко и важно.

@темы: дневник читателя

14:39 

С.Кржижановский "Тринадцатая категория рассудка"

Очень давно уже внесла эту книгу себе в wish-лист уж и не помню по какому поводу. Заинтриговало название. Почему-то оказалось, что это совсем не сборник рассказов, как я ожидала, а всего лишь один рассказ. Хорошая кладбищенская атмосфера у него, вот, собственно, и все, что можно сказать. Местами забавная, местами очень уж иллюстративная история о том, что все кругом мертвецы и сами того, часто не знают. Книжные порталы называют Кржижановского "русским Борхесом", "русским Кафкой" и, кажется, не без оснований. Все тот же привкус, то же изящество, все тот же взгляд на вечное через то, что у тебя прямо под носом.

@темы: слова о словах, дневник читателя

17:23 

И.Хан "Мистическая наука вибраций"

Превосходная книга, которая станет одной из любимых. Написана очень красиво и поэтично, по вдохновению и о важном. Мне нравится, что об устройстве мира в ней говорится как об пришедшем свыше откровении (удивлении, восхищении, вдохновении), а не о добытой собственным умом и просвещенность информации. Он рассказывает не о теории, а о собственном опыте, о традиции больше чем учит.
Рассказывает с верой и убежденностью, но в то же время без видимого желания обратить в свою веру. Очень импонирует то, что суфиями принимаются все религии, что в каждой из них они находят общее зерно истины и обращаются именно к нему, минуя все условности. Нравится, что это о силе мысли и слова, о важности вдохновения, об интуиции и внимательности. Не обязательно запоминать какие-то вещи – они ложатся в сознание легко и без усилий потому что, кажется, всегда там были.




куча цитат типа краткий конспект

@темы: дневник читателя

14:39 

Э.Профет "Созидательная сила звука"


Ориентировалась на название и думала, что книга более похожа на суфийские размышления о звуке, чем на такое вот практическое руководство. Откровения из нее я, к сожалению, никакого не вынесла, но с другой стороны приятно осознавать, что если уж совсем беспомощной себя почувствуешь – можешь хотя бы веления почитать.

осторожно, тут конспект

@темы: дневник читателя

16:36 

Нил Гейман "Никогде"

Хорошая история с интересной идеей в основе, живая, настоящая и на первый взгляд очень легкая - из нее получилось бы неплохое кино. Пытаюсь представить себе каким бы был нижний Витебск, каким бы был зверь, живущий под ним. Иногда так явственно чувствуется, что под каждым городом действительно живет древний ужасный зверь, иногда кажется как Ричард в самом начале видишь его во сне, только забываешь при пробуждении. И то, что главным злодеем в итоге оказался ангел тоже так понятно и так ощутимо сегодня. Спасибо, Иов, за рекомендацию)


@темы: дневник читателя

12:42 

Музыка, едва слышимая изнутри

Про таксиста и философию

С замечательным таксистом познакомились на днях, я и не думала, что в городе Витебске можно встретить такого. Хочется всегда ездить с ним, хотя странно, наверное, было бы, садясь в машину, просить - "просто поговорите". Он, конечно, смеется, но в самом деле, что он делает в такси? Давно не слышала такой интересной беседы на темы души и устройства мира.
Только зря он грешит на философов, будто бы вся их философия - холодные умозрительные конструкции разума. Философия и философствование не одно и то же. Настоящий философ все равно что Художник - работает по вдохновению, по горению духа, в нем больше желания задавать вопросы, чем формулировать, но он понимает, что и формулировать нужно, если уж и не для того, чтобы поделиться с другими, то хотя бы затем, чтобы задавать новые вопросы.
Гоголь говорил: "Некоторые думают, что мысли рождаются в голове. А вот и нет! Их приносит ветер с Валдайских озер". Так же и философ оказывается захвачен своей идеей, становится передатчиком и посредником между ней и другими людьми. Кроме того, не может быть теории там, где нет горения, где нет жажды истины, а это само по себе уже ценно и заслуживает уважения.
И стоит ли противопоставлять мыслителей востока и запада, если все они движутся к одному общему источнику? Каждый идет как может.

*
Спасибо, Мастер, за науку

Снова должна благодарить Мастера. В момент одного из разговоров, близких скорее выяснению отношений, я была так озабочена тем, как донести до другого то, как плохо мне было и что мне пришлось пережить в результате его поведения, что была совершенно не в состоянии услышать то, что он говорит мне. Конечно, я воспринимала его слова, но формально и именно как слова. (Ты сожалеешь? Как бы не так!) Я не видела его, не слышала его подлинного голоса. И вот когда с моего собственного языка готово уже было сорваться злое обиженное "Не говори мне слова!" - я чуть не ослепла от вспышки - Мастер то же самое повторял мне, а ведь в моем случае это не было просто словами! И это маленькое осознание помогло посмотреть на другого так, чтобы увидеть его самого, расслышать его голос, понять, почувствовать и поверить. Так сложно отвлечься от себя в момент, когда жалость к себе все возрастает и все громче требует немедленного ответа, немедленной компенсации, как сложно в этот момент подумать о другом и убедить себя получить компенсацию в чем-то еще, каким-то иным способом. Спасибо, Мастер, за науку.

*
Мистическая наука вибраций

Читаю книгу И.Хана и все больше она мне нравится. Теперь постоянно думаю еще и о вибрациях (плюс к не выходящему из головы существу, плывущему в космосе и подающему сигналы бедствия). И.Хан говорит правильное и снова приводит к пониманию отчего одни люди раздражают казалось бы беспричинно, а других, хоть они вроде и не говорят ничего особенного, слушаешь как великих учителей.
Перед магазином стоял пропитый бомж и всем открывал двери, и люди в большинстве своем сторонились его, а мне почему-то до ужаса захотелось подойти и хотя бы заговорить. В итоге я просто дала ему денег как швейцару, но стоять возле него было приятнее, чем рядом с некоторыми из моих знакомых.
Теперь, читая эту книгу, все вернее думается, что часто люди как раз и бросаются в огненную воду чтобы понизить свои вибрации. Потому что окружающие вибрации грубы и причиняют боль. Хочу сказать такому человеку, что его вибрации должны быть не только тонкими, но и действенными, он должен научиться изменять пространство вокруг себя целенаправленно, осознанно, должен сделать тонкие вибрации прочными, способными поднимать за собой более грубые вибрации окружающих. Тогда ему не будет нужды понижать собственные вибрации таким варварским способом. Господи, я бы только хотела, чтобы мой тон был подстать ему, чтобы мы могли делать с ним эту работу вместе.

*
В это воскресенье нам со Львом был год. Удивительно, как бытро пролетело время. И все-таки я помню почти каждый наш день вместе. Необыкновенное чувство. Мы стояли на холодном берегу Двины и пили шампанское. Зазвонили колокола. Они звучали тоном фа. И ученые и мистики соглашаются, что это тон природы. От соединенного звука колоколов вибрировал воздух. Может быть и не самый лучший звонарь у нас в городе, и не лучшим образом отлиты колокола, но они делают важную работу, если верить Хану. Казалось, в тот момент я действительно чувствовала, как все вокруг очищается, как все вокруг настраивается на этот верный тон.

@темы: случайные встречи, сиюминутное, мастер, дневник читателя, другие острова, диагностика кармы, государство двоих, все огни огонь

11:18 

К.Кастанеда "Искусство сновидения"


Эта книга понравилась больше предыдущих, отчасти из-за возрослей событийности и динамичности рассказа, отчасти из-за более легкой возможности повторить его практику, отчасти из-за моего общего интереса к миру сновидений. Я читала ее медленно, не быстрее главы в неделю, замечая, каким образом меняются мои собственные сны. Все, что касалось его рассказа до вторых врат сновидения, в них даже предвосхищалось, что было особенно интересно и волнующе. Чаще стали проявляться моменты осознания того, что я сплю, более связного и логического мышления во сне. Не уверена, что это напрямую связано с книгой, но почему бы ей и не сыграть в этом какую-то роль?



@темы: дневник читателя

15:09 

Джон Каннингам Лили «ЧЕЛОВЕК И ДЕЛЬФИН»

Увлекательная книга, в которой ученый, захваченный идеей установления разумной связи с дельфинами, рассказывает о своих опытах в этой области. Суть в том, что строение мозга и поведенческие реакции дельфинов представляются Лили настолько сложными, что их невозможно считать только инстинктивными. Книга отлично избавляет от высокомерного отношения к животным как к «братьям нашим меньшим». Дельфины кажутся такими же развитыми в умственном и душевном плане, как и человек, если не более. И странно думать, что дельфины видятся более человечными, чем люди.


@темы: дневник читателя

10:47 

Хулио Кортасар


А сегодня у чудесного и магического Хулио Кортасара день рождения

@темы: другие острова, дневник читателя

17:50 

Аюрведическая кулинария для западный стран

Интересная и полезная книга. Жаль, не получится попробовать большинство из предложенных там рецептов по простой причине отсутствия в моем холодильнике большинства из требующихся продуктов. Интересно было определить тип своей конституции. Обнаружила, что большинство моих любимых продуктов уравновешивают мой тип конституции. Обнаружила также, что часто предпочитаю раджасическую пищу саттвической. Видимо мне больше не хватает экспрессии и творчества, чем внутреннего спокойствия.

КОНСПЕКТ И ЦИТАТЫ:

5 ЭЛЕМЕНТОВ

В основе системы мироздания лежат 5 элементов (ПАНЧА_МАХАБХУТА):
 Эфир (АКАШ), происходит из непроявленной реальности через звук ОМ и дает возможность проявиться всем остальным элементам. Связан с пространством, Вселенной, которая расширяется.
Проявления (полые органы): мочевой пузырь, легкие, желудок, пространство между клетками.
 Воздух (ВАЙЮ), сравним с умом, характеризуется быстротой и переменчивостью, он холоден, легок и сух.

Воздух – это эфир в действии.
© Др. Васант Лад.

Проявления: головной мозг, нервная система, кишечник.
Вкусы: острый, горький, терпкий.
 Огонь (ТЕДЖАС) это энергия преобразования.
Проявления: пищеварение, зрение, температура, т.е. иммунная система
Вкусы: кислый, соленый, острый
 Вода (АП) характеризуется текучестью.
Проявления: кровь, слюна, лимфа, желудочные соки
 Земля (ПРИТХВИ) является фундаментальным элементом. Твердость и тяжесть.
Проявления: кости, зубы и кожа.
Вкусы: сладкий, терпкий, кислый

ПИЩА И УМ: САТТВА, РАДЖАС И ТАМАС

Аюрведа рассматривает человека как единое целое: тело, душу и ум и пища оказывает влияние на каждую из частей.

У Ума есть три свойства – саттва, раджас и тамас, присутствующие одновременно. На самом деле все сущее в этом мире наделяет нас этими свойствами: саттва наделяет нас любознательностью, способностью к размышлениям; раджас дает позыв к перестройке, работе, движению; тамас дарует нам желание отдохнуть, сделать перерыв.

© д-р Сунила Джоши

САТТВИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ (вдохновляющие истину – даруют успокоенность ума, чистоту, целостный взгляд на вещи, глубину, настойчивость, целостность): свежие овощи и фрукты, свежеприготовленные злаки, бобовые, молоко, сладкие сливки, йогурт, немного сливочного масла, орехи, семена, растительные масла холодного отжима.
РАДЖАСИЧЕСИКЕ ПРОДУКТЫ (воодушевляющие язык - экспрессия, творчество, агрессия, страсть): продукты брожения, включая кефир и йогурт, чеснок, яйца, сыры, все виды перца, авокадо, соль, редис, некоторые бобовые, цитрусовые, арахис.
ТАМАСИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ (вводят в замешательство, депрессию, замедляют деятельность, увеличивают инерцию): фаст-фуд, жаренная пища, замороженные продукты, пища, приготовленная в микроволновке, алкоголь, наркотики, лук, грибы, сало, мясо, рыба, птица.

РАСА, ВИРЬЯ И ВИПАК

Аюрведа различает 6 вкусов (РАСА): сладкий, кислый, соленый, горький, терпкий, острый. Каждый из вкусов по своему воздействует на организм.

Сладкий вкус (МАДХУРА РАСА) прохладный, влажный и тяжелый.
Кислый вкус (АМЛА РАСА) горячий, мокрый и тяжелый.
Соленый вкус (ЛАВАНА РАСА) теплый, влажный и тяжелый.
Горький вкус (ТИКТА РАСА) холодный, сухой и легкий.
Терпкий вкус (КАШАЙЯ РАСА) прохладный, сухой и легкий.
Острый вкус (КАТУ РАСА) горячий, сухой, легкий.

После попадания пищи в пищеварительный тракт (ВИРЬЯ) она характеризуется температурой: горячая (УШНА) и холодная (СИТА).

Пост пищеварительный эффект пищи (ВИПАК) это влияние пищи на организм после того, как она была поглощена и впитана: СЛАДКИЙ, КИСЛЫЙ, ОСТРЫЙ.

ПРАБХАУ – исключения из правил.

ДОШИ И ТИПЫ КОНСТИТУЦИИ

ПРАКРУТИ – определенная от рождения конституция человека, которая определяет метаболизм, внешний вид и даже эмоциональные реакции.

Различают три ДОШИ – субстанции, преобладающие в человеческом теле. Они соответствуют основным типам конституции:
ВАТА (воздух и эфир)
ПИТТА (огонь и немного воды)
КАПХА (вода и земля)

@темы: дневник читателя

16:00 

А. Ступель "Ян Сибелиус"

Прочитала по бук-кроссингу только потому, что Лев играл его произведения. Советская такая книжица. Больше, чем о музыке, говорится о народном движении и восставших рабах. Много об увлечении композитора "Калевалой". Тронуло, что даже жену его звали Айно, как одного из героев эпоса. Это имя означает "единственная". Она и была единственной. Он выстроил для нее загородный дом и назвал его "Айнола" - маленькое царство Художника и его Музы. Она поддерживала его и вдохновляла всю жизнь. И она помогала ему хранить многолетнюю тайну - последней симфонии, о которой он так много, красиво и туманно говорил в интервью последних 20 лет своей жизни, просто не существовало.


@темы: дневник читателя

14:15 

Питер Кэлдер "Око возрождения — древний секрет тибетских лам"

Начиная читать эту книжечку я как-то не предполагала, что речь там пойдет о простом комплексе физических упражнений. Представлялись золотые пластинки с письменами, хрустальные реликвии, таинственные сказания, передаваемые монахами из уст в уста, а оказалось все так, вроде бы, прозаично. Потом уже прочтя введение обнаружила - восхищенный переводчик рассказывает, что все это работает, что все это настоящее чудо. Хотелось бы попробовать, только боюсь энтузиазма моего хватит не более чем на пару-тройку недель.

КОНСПЕКТ и ЦИТАТЫ:

@темы: дневник читателя

Нам светят звезды, мрак исчез

главная